Н.Ф.Степанова, С.В.Хаврин
Вопросы относительной и абсолютной хронологии памятников скифского времени Горного Алтая по-прежнему остаются актуальными. Данные, полученные методом радиоуглеродного датирования и дендрохронологии, ситуацию пока не проясняют [1; 3; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; и др.]. Для решения проблем относительной хронологии памятников особенно перспективными являются погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни, где на ряде могильников раскопано от 10 до 49 объектов [5]. Проведенный анализ материалов погребальных комплексов скифского времени Средней Катуни позволил синхронизировать некоторые погребения и уточнить датировку большинства памятников (табл.1) [16, с.20-21; 4, с.103-121].
Таблица 1.
сер. VI - нач.V вв. до н.э. | кон. VI-нач.V вв.до н.э. | кон.VI-V вв.до н.э. | сер. VI-V вв.до н.э. | V в.до н.э. | V-IV в. до н.э. | кон.V-IV-III вв. до н.э. |
Кайнду, к.7 | Кайнду, к.2,6 | Кайнду, к.40,41,1-5 | Кайнду, к.43 | Кайнду, к.12-18 | ||
Тыткескень-VI, к.27 | Тыткескень-VI, к.2,4,14,18, 33 | Тыткескень-VI, к.43,54,13, 21,23 | Тыткескень-I | Тыткескень-VI, к.11,12,16, 19,24,25,31, 42,44,48 | Тыткескень-VI, к.6,7,9, 28,29,47,71,72 | |
Бике-I | Ороктой-Эке, к.23 | Усть-Эдиган | ||||
Бике-III | Кара-Тенеш | Кызык-Телань-I | Айрыдаш-III | |||
Бийка | Тянгыс-Тыт | Айрыдаш-IV | ||||
Кок-Эдиган | Дялян | |||||
Салдам | Верх.Еланда-2, к.13,14,2,4, 6,8,11,12 | Верх.Еланда-2, к.9 |
Поскольку эти группы малочисленны для выявления каких-либо закономерностей, было проведено их объединение. За основу взята схема, предложенная А.С.Суразаковым [17], но в нее внесены некоторые уточнения, поскольку к настоящему времени исследованы памятники, датированные с середины VI в. до н.э., и на Средней Катуни пока неизвестно комплексов III-II вв. до н.э. Рассматривались следующие группы погребений: 1) сер.VI-нач.V вв.до н.э.; 2) V и V-IV вв.до н.э.; 3) кон. V-IV-III вв.до н.э. [4]. В результате удалось выявить некоторые отличия всех групп по погребальному обряду. Однако инвентарь второй и третьей групп не имеет существенных различий. Имеется разница между вещевым комплексом первой хронологической группы, с одной стороны, и второй и третьей, с другой (рис.1; 2). Различия прослеживаются практически по всем категориям вещей, но особенно по предметам конского снаряжения и вооружения. Для конского снаряжения первой группы характерны раннескифские традиции. Некоторые предметы, например, распределители ремней, подпружные пряжки, пронизи из Тыткескеня-VI, к.27 и Кайнду, к.7 (рис.1), практически идентичны раннескифским. Предметы вооружения первой хронологической группы крупнее по размерам и отличаются тщательностью в изготовлении. Количество и кинжалов, и чеканов в погребениях первой группы невелико. Кинжалы и чеканы второй и третьей групп уменьшенные и миниатюрные. У них нередко не проработаны навершия и перекрестия, не убран лишний металл после отливки. Они чаще встречаются в захоронениях. Для первой хронологической группы более характерны крупные зеркала с центральной ручкой, для второй и третьей – небольшого диаметра с боковой. Имеются и другие отличия.
В связи с выявленной динамикой развития культур скифского времени Средней Катуни, несомненный интерес представляют результаты спектрального анализа металлический изделий. Ранее спектральному анализу в Лаборатории археологической технологии были подвергнуты бронзы скифских курганов Горного и Центрального Алтая. Однако полученная информация опубликована обобщенно [13, с. 250-251; 14, с. 218-222]. Совсем недавно была опубликована небольшая серия анализов бронз из скифских могильников Горного Алтая [18, с.171-178].
Обобщение всех имеющихся к настоящему времени данных, позволяет говорить, что на территории Алтая и Тувы в раннескифское время господствуют оловянистые бронзы, а в пазырыкских и уюкско-саглынских памятниках преобладают изделия из меди с естественными рудными примесями, а оловянистые бронзы представлены преимущественно зеркалами [19; 20]. Но, относительно Алтая, этот вывод носит предварительный характер, поскольку количество проанализированных скифских бронз с этой территории до настоящего времени существенно уступает соседним регионам.
С тем, чтобы попытаться устранить этот недостаток, в Лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа в 2004 году проведен спектральный анализ металлических изделий могильников скифского времени Кайнду, Тыткескень-VI, Верх.Еланда-II, Кырлык-I, Кастахта. Кроме того, были исследованы 4 изделия раннескифского времени из могильников Элекманар-2 и Тыткескень-VI, к.26. Анализ проводился с использованием прибора рентгеноф-люоресцентного анализа поверхности ArtTAX. Проанализировано 76 предметов из сплавов на основе меди (у нескольких предметов имелась возможность проанализировать не сам металл, а лишь патину).
Проанализированые бронзы содержат близкий набор рудных примесей, основными из которых являются мышьяк и сурьма. В некоторых случаях содержание мышьяка составляет 5 и более процентов. Изделия из могильников Кырлык-I, Кастахта и Верх.Еланда-II медные, оловянистые бронзы здесь не выявлены, хотя это может объясняться немногочисленностью анализов. В то же время из материалов могильника Элекмонар-2 проанализировано всего 3 предмета, но 2 из них содержат значительное количество олова. В могильнике Кайнду из 23 предметов 6 содержат олово. Это крюк, сдвоенная бляшка, два распределителя ремней и два ножа из курганов 2 и 7, датированных сер.VI-нач.V вв. до н.э. Из 9 изделий из курганов 12,13,14, относящихся к более позднему времени (табл.1), оловом легировано лишь одно.
Несколько большее количество оловянистых бронз дают материалы могильника Тыткескень-VI (18 из 40 предметов). Можно обратить внимание, что часть из таких бронз содержит незначительное количество олова (1-3%), а часть относится к категории зеркал, которые значительно чаще, чем другие предметы легированы оловом (импорт, функциональная необходимость). Большинство изделий, содержащих олово, происходит из кургана 27 (сер.VI-нач.V вв. до н.э.). Курганы 13,24,25,28,43,54,71, в которых также найдены оловянистые бронзы, датированы кон.VI-V вв.до н.э. (табл.1). Эти объекты могут относиться и к первой половине V в.до н.э. Однако инвентарь из них не дает возможности определить датировку в узких пределах. Фактически нет ни одного изделия, содержащего олово, которое было бы найдено в погребении, датированном позднее V в. до н.э. Любопытно и еще одно наблюдение – из 66 исследованных вещей скифского времени со Средней Катуни – 12 ножи, из которых 9 содержат олово. Между собой ножи разнятся размерами, оформлением ручек, лезвия. Из двух пар удил олова нет ни в одном. В тоже время из 14 предметов вооружения (кинжалы и чеканы) олово есть только в одном чекане, изготовленном из обломка петельчатого ножа. Отражают ли полученные наблюдения какую-либо закономерность, можно проверить только изучением новых материалов.
Подводя итог, необходимо отметить, что две, выделенные по инвентарю, хронологические группы хорошо соотносятся с результатами спектрального анализа – процент оловянистых бронз выше в инвентаре ранних погребений, а в поздних погребениях бронзы уже не легированы оловом. Всего же из 66 исследованных предметов скифского времени со Средней Катуни олово содержится в 23 (33,3%). Из 30 изделий, происходящих из курганов сер.VI-нач.V вв. до н.э., в 13 имеется примесь олова. Остальные легированные оловом предметы датируются не позднее V в.до н.э., при этом не исключено, что курганы могли быть сооружены в первой половине V в. до н.э. По-видимому, наиболее вероятное объяснение сходства инвентаря ранних захоронений скифского времени и раннескифских комплексов может быть связано с тем, что не произошло полной смены населения, и в скифское время (сер.VI-нач.V вв. до н.э.) сохранились традиции в изготовлении вещей. Возможно, некоторые предметы раннескиф-ского времени могли использоваться позднее. Отмеченное для Средней Катуни сходство в инвентаре для памятников раннескифского и скифского времени, позволило предположить, что на этой территории местное раннескифское население приняло определенное участие в сложении культуры населения скифского времени [4, с.134].
1. Зайцева Г.И., Васильев С.С., Марсадолов Л.С., Семенцов А.А., Дергачев В.А., Лебедева Л.М. Применение методов математической статистики для корреляции дендрохронологических и радиоуглеродных данных (по материалам элитных курганов Саяно-Алтая) // Археология и радиоуглерод. - СПб. Вып.1. 1996. - С.33-38.
2. Зайцева Г.И., Васильев С.С., Марсадолов Л.С., Ван дер Плихт Й., Семенцов А.А., Дергачев В.А., Лебедева Л.М. Радиоуглерод и дендрохронология ключевых памятников Саяно-Алтая. Статистический анализ // Радиоуглерод и археология. - СПб., 1997. - Вып. 2. - С.36-44.
3. Замоторин И.М. О возможности установления относительных датировок территориально удаленных сооружений методом анализа древесных стволов в условиях Горного Алтая // СА, 1963. - № 2. - С.131-138.
4. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч.III. Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. – Барнаул, 2004. - 291 С.
5. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., Скифская эпоха Горного Алтая. Ч.II. Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. - Барнаул, 2003. - 234 С.
6. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., Шмидт О.Г. Жизненный путь Сергея Ивановича Руденко (1885-1969) // Жизненный путь, творчество, научное наследие Сергея Ивановича Руденко и деятельность его коллег. - Барнаул, 2004. - С.9-21.
7. Ловелиус Н.В., Васильев С.С., Дергачев В.А., Захариева Е.И., Марсадолов Л.С. Археология ритмов - основа перекрестного датирования археологических памятников // Радиоуглерод и археология. – СПб. - Вып.1. - 1996. - С.39-48.
8. Марсадолов Л.С. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. (от истоков до начала 80-х годов XX века). - СПб., 1996. - 100 с.
9. Марсадолов Л.С. Исследования в Центральном Алтае (Башадар, Талда). – СПб., 1997. - 56 С.
10.Марсадолов Л.С., Зайцева Г.И., Лебедева Л.М. Корреляция дендрохронологических и радиоуглеродных определений для больших курганов Саяно-Алтая // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. - СПб., 1994. - С.141-156.
11.Марсадолов Л.С., Зайцева Г.И., Семенцов А.А., Лебедева Л.М. Возможности радиоуглеродного датирования для привязки плавающей шкалы больших курганов Саяно-Алтая к календарному времени // Радиоуглерод и археология. - СПб., 1996. - Вып. 1. - С.24-38.
12.Орлова Л.А. Радиоуглеродное датирование археологических памятников Сибири и Дальнего Востока // Методы естественных наук в археологических реконструкциях. - Новосибирск, 1995. Ч.II. - С.207-232.
13.Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. - М.-Л., 1953. - 403 с.
14.Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. - М.-Л., 1960. - 351 с.
15.Слюсаренко И.Ю. Дендрохронологический анализ дерева из памятников пазырыкской культуры Горного Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. - №.4. - С.122-130.
16.Степанова Н.Ф. Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Автореф. ...дисс. канд.ист.наук. - Барнаул, 2000. - 25 С.
17.Суразаков А.С. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения. - Горно-Алтайск, 1989. - 214 с.
18.Феномен алтайских мумий. - Новосибирск, 2000. - 318 с.
19.Хаврин С.В. Металлургия Саяно-Алтая скифского времени // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша. Организующие пути и связывающие центры. VI чтения памяти А.Д.Мачинской. - СПб, 2002. - С.70-71.
20.Хаврин С.В. Металл скифских памятников Тувы и кургана Аржан // Степи Евразии в древности и средневековье. Кн.2. - СПб., 2002. - С.171-173.