А. А. Ковалев, С. В. Хаврин

Раскопки кургана раннескифского времени на северной окраине села Аскиз


В 1989 году Аскизская экспедиция Ленинградского научно-исследовательского археологического объединения ЛФ ЦЭНДИСИ при АН СССР производила раскопки курганов раннескифского времени, оказавшихся под угрозой разрушения на территории производственной базы ПО "Агропром-химия" на северной оконечности села Аскиз Хакасии. Курганный могильник, в состав которого входят исследованные курганы, располагается по краю первой надпойменной террасы реки Абакан в трех километрах к северу от с. Аскиз и насчитывает не менее 80 погребальных сооружений эпохи поздней бронзы — раннего железа. Некоторые из курганов, судя по их современному внешнему виду, были раскопаны в научных целях в конце XIX — начале XX вв. Скорее всего, это были раскопки О. Ольсена в 1914 году, место проведения которых совпадает, по описанию, с расположением могильника (Членова, 1972: 90-91). Таким образом, данный могильник имеет в своде археологических памятников Э. Б. Вадецкой наименование Аскиз VI (Вадецкая, 1986: 105). В настоящее время могильник находится под угрозой уничтожения, по его территории проходит дамба, защищающая село Аскиз во время разливов Абакана, а также шоссе Абакан-Ак-Довурак, многие курганы оказались в пределах участков, отведенных под строительство без промышленных и строительных организаций и предприятий Аскизского района. В процессе раскопок курганная группа, в которую входят исследованные в 1989 году курганы, получила название Сельхозхимия.

Курган 2 представлял собой округлую в плане земляную насыпь высотой около 70 см и диаметром 14 м, более пологую в юго-восточной части, через которую проходила разъезженная внутренняя дорога ПО "Агропром-химия". После снятия насыпи была зачищена квадратная каменная ограда, ориентированная углами по сторонам света, которая была сооружена из плиток песчаника толщиной до 10 см, длиной от 40 до 120 см и высотой до 30 см, углубленных примерно на 10-15 см от древней дневной поверхности. По углам ограды были установлены массивные камни высотой около 40 см, размерами в плане до 50x50 см, также вкопанные в землю на глубину до 15 см. В середине северо-западной и северо-восточной стенок ограды на глубину 50 см были вкопаны подквадратные в плане камни высотой, соответственно, 90 и 70 см от древней дневной поверхности. Судя по наличию разрывов в середине двух других сторон ограды, там также находились аналогичные каменные столбы, утраченные при выравнивании поверхности двора производственной базы.

В центре ограды находилась подквадратная в плане могильная яма, ориентированная углами по сторонам света, размерами 2,5x2,5 м, глубиной 1,1 м от уровня древней дневной поверхности. Могильная яма была первоначально перекрыта лиственничными бревнами, уложенными в направлении северо-восток — юго-запад, диаметром до 20-25 см в два наката (иногда прослеживался третий ярус). Вдоль северо-восточной и юго-западной стен могилы были проложены две поперечные балки, на которых держались бревна перекрытия. Концы балок были вкопаны на глубину до 20 см от уровня древней дневной поверхности и перекрыты для укрепления плитами песчаника, уложенными плашмя на поверхности погребенной почвы. В северном, восточном и южном углах под этими плитами вдоль балок с обеих сторон были вкопаны более мелкие плитки. Со всех четырех сторон от ямы прослеживался мощный выкид высотой до 40 см, два верхних слоя которого были сложены из материкового желтого и красно-лилового суглинка. Выкид начинался с расстояния около 50 см от края ямы, так что плиты первоначального каменного панциря его не перекрывали.

Поверх деревянного перекрытия был сооружен каменный панцирь из крупных песчаниковых плит, уложенных плашмя в два-четыре слоя таким образом, чтобы поверхность сооружения была горизонтальной. Панцирь высотой 30 см и размерами 5,2 м с юго-запада на северо-восток и 3,8 м с северо-запада на юго-восток имел в плане подпрямоугольные очертания. В западной части панциря под камнями на поверхности погребенной почвы было обнаружено захоронение пятки и астрагала коровы в сочленении (все определения костей, обнаруженных в кургане, произведены А. В. Громовым).

Как показал основной разрез, каменный панцирь и выкиды были перекрыты земляной насыпью, сложенной из светло-серого суглинка, мощностью от 20 до 50 см, прослеживающейся только внутри ограды. В северо-западной части кургана поверхность этого слоя практически горизонтальна, в юго-восточной части он прослеживается близ могилы на ту же высоту, а далее исчезает, видимо, в результате того, что с этой стороны верхняя часть насыпи была разрушена дорогой. Таким образом, первоначально курган имел вид квадратной каменной ограды с плоской, квадратной в плане, насыпью высотой 50 см внутри, вплотную примыкающей к стенкам ограды.

В процессе раскопок было выявлено, что спустя некоторое время в насыпи кургана была выкопана прямоугольная яма, первоначальный каменный панцирь был в середине разобран, в юго-восточной части могилы из деревянного перекрытия вытянуты несколько бревен. После этого лаз перекрывается не менее чем десятью лиственничными бревнами диаметром 10-15 см в один накат, так что ширина нового перекрытия составляет 1-1,2 м. Поверх этого перекрытия в пределах выкопанной ямы был сооружен второй каменный панцирь прямоугольной формы с ровными сторонами размерами в плане 5 x 2,4 м и той же ориентации, что и первоначальный. Этот новый панцирь сложен из более мелких в среднем камней разнообразной формы, уложенных хаотично на высоту, соответствующую высоте первоначальной насыпи, заполняя таким образом выкопанную яму. Не исключено, что затем курган был перекрыт второй насыпью мощностью 10-15 см до уровня современной его поверхности, однако это невозможно однозначно установить при нынешнем состоянии памятника.

Взаимоотношение первоначального и вторичного сооружений стало возможным определить в результате фиксации основного и трех дополнительных разрезов, выполненных параллельно основному по краям надмогильного сооружения, а также последовательной зачистки каменных панцирей с их полной графической и фото-фиксацией (рис.1).

После обрушения перекрытия и заполнения западины землей в центре кургана была выкопана яма с целью ограбления погребения. Яма размерами 2 x 1,3 м разрушила перекрытие в южной части.

На дне могильной ямы был сооружен квадратный сруб из лиственничных бревен диаметром 10 см в три венца размерами 2,5 x 2,5 м. При зачистке дна ямы выявлено, что в могиле были совершены последовательно два погребения. Первоначально здесь было захоронено 5 человек: женщина 50-60 лет, мужчина 45-55 лет, мужчина 20-25 лет, подросток 12-13 лет и новорожденный ребенок (погребение 1). Их разрозненные кости были раскиданы по всему дну могилы, однако наибольшее их количество (включая черепа) было сложено в кучу в южном углу. При этом по крайней мере кости голени и стопы мужчины 20-25 лет были перемещены в тот момент, когда связки полностью не истлели, и сохранились в сочленении. В непотревоженном состоянии сохранились лишь кости левой ноги, правой стопы, таза, крестца и левой руки подростка, лежащего у северо-западной стены, перекрытые материковым заплывом. Судя по расположению этих костей, погребённый был уложен в вытянутом положения на спине, головой на юго-запад.

Вместе с человеческими костями были перемещены также кости лошади, коровы и двух овец в стандартном наборе, сопровождавшие погребение.

К инвентарю первоначального погребения относятся обнаруженные в различных частях могилы бронзовый нож с двукольчатым навершием, украшенный с одной стороны орнаментом в виде двух вертикальных рядов треугольников и знака в виде "копыта" на переходе от рукоятки к лезвийной части, бронзовый ПНН со следами кожаного поперечного ремешка в средней части, бронзовое шило с ярусным навершием, 14 плохо сохранившихся полусферических бляшек, четыре черешковых и одна втульчатая костяные стрелы, пять белых пастовых пронизок, три глазчатые стеклянные бусины розовато-белого цвета и три подвески из клыков хищника, одна — из клыка кабарги, а также фрагмент небольшого светло-коричневого лощеного плоскодонного сосуда открытой формы, орнаментированного под венчиком группами мелких косых насечек (рис. 2:2-12). Слева от таза подростка in situ были обнаружены относящиеся к этому погребенному крупное выпуклое зеркало и плоская костяная подвеска или пряжка ромбической формы (рис. 2:1,13).

В северо-западной части могилы, поверх материкового заплыва, перекрывающего частично костяк подростка, было устроено сохранившееся in situ погребение мужчины 25-30 лет, положенного в вытянутом положении на спине головой на юго-запад (погребение 2). Погребение сопровождалось стандартным набором костей овцы, располагавшимся слева от костяка на уровне костей плеча погребенного у стенки могилы. На ребрах овцы лежала небольшая бронзовая полусферическая бляшка диаметром около 3 см (не сохранилась). Поверх костей левого предплечья лежал бронзовый чекан, рукоятью направленный к ногам погребенного, рядом с ним, ближе к кисти — бронзовый нож. Между костями левого предплечья и стенкой могилы располагалось небольшое плоское бронзовое зеркало с центральной петелькой (рис. 3). Все предметы, относящиеся к этому погребению, располагались, как и оно само, на поверхности материкового заплыва, и, соответственно, на 5-10 см выше уровня дна.

Все вышеизложенное дает основания утверждать, что первоначальное погребальное сооружение создавалось для устройства погребения 1 и было частично разобрано и перестроено для захоронения нового погребенного (погребение 2). При этом костяки первоначально погребенных были разрушены и кости в основном собраны в южном углу, самом дальнем от места вторичного погребения. Погребение 2 было совершено, скорее всего, через несколько десятилетий после погребения 1, поскольку в этот момент еще не обрушилось первоначальное перекрытие, а связки костей стопы одного из погребенных еще не полностью разрушились. Интересен и тот факт, что при захоронении нового погребенного из могилы не были взяты бронзовые вещи, относящиеся к первоначальному погребению. Грабители, впоследствии пытавшиеся проникнуть в могилу и пробившие с этой целью яму немалых размеров, вышли как раз на груду костей в южном углу и, к счастью, завершили на этом свою работу в уверенности, что могила полностью ограблена.

Если инвентарь погребения 2 можно отнести с достаточной степенью уверенности к середине подгорновского этапа татарской культуры, то инвентарь погребения 1 (особенно бронзовые вещи) типично тагарским никак не назовешь. Выпуклое бронзовое зеркало находит себе аналогии в памятниках эпохи финальной бронзы Китая, Забайкалья и Хакассии (Хамзина, 1981: 45, Варенов, 1985: 164,165), прямые аналогии шилу с многоярусным навершием, ПНН, ножу трудно привести, хотя ножи с двукольчатым навершием традиционно относят к "предтагарскому" времени (см. напр. Членова, 1972: 49, Тянь Гуаньцзинь, 1986: 20,24), а знак в форме копыта, изображенный на нем — к тагару (Завитухина, 1983: 8-12). Глазчатые бусы являются типичным инвентарем погребений раннескифского периода Минусы, Алтая, Тувы, а также более западных областей и могут считаться только лишь датирующим инвентарем. По конструкции ограды курган близок к соседним памятникам, раскопанным Ольсеном, которые по инвентарю отнесены Н. Л. Членовой к лугавской, а Э. Б. Вадецкой — к баиновской группам (Членова, 1972: 121, Вадецкая, 1986: 105).

Как бы то ни было, исследованный памятник позволил провести уникальные стратиграфические наблюдения, позволяющие говорить с определенностью не только об относительной хронологии подгорновских и "предтагарских" памятников, но и о протяженности временного разрыва между ними. Если учесть, что вторичное захоронение относится уже к поздним подгорновским памятникам, то придется признать, что первоначальный комплекс формировался одновременно с памятниками раннего подгорновского и типичного баиновского этапов татарской культуры, что говорит о сосуществовании разнокультурных групп населения на территории Хакасии и даже в пределах нынешнего Аскизского района в VII - VI вв. до н.э.

A. Kovalev, S. Khavrin

EXCAVATION OF THE BARROW OF THE EARLY SCYTHIAN PERIOD AT THE NORTHERN END OF THE VILLAGE OF ASKIZ

The article speaks of the excavation of the barrow of the Erly Scythian period in the village of Askiz (Khakasia) which was realized in 1989 by the expedition of Leningrad Scientific-Research Archaeologic Association (Selhozhimia 1, mound 2). As the result of the unique stratigraphic survey it became possible to establish the fact that two burials were made in this barrow, and that the second one was made 30-50 years (not more!) later than the first one. The latest burial contains grave goods typical for the Late Podgornovo period of Tagar culture (PI. 3) while grave goods found in the earliest one are close to the bronzes of "Pre-Tagar" period (PI. 2). So the material of the studied barrow proves synchronous existance of "Early Tagar" and "Pre-Tagar" cultures on the territory of Minusa Basin in VIII-VII-th centuries B.C.